14

Я тут глубоко впечатлилась на просьбу в интернетах о том, что бы посоветовали врача, который занимается массажем, мануальной терапией при межпозвоночной грыже.

И знаете какие комментарии были? Кто-то говорил, что он лечит неконтактными способами грыжу, кто-то ссылался на йогу. Но до контактов так дело и не дошло (во всяком случае пока). Чувства меня переполняют в этом месте столь сильно, что хочу выразить свое мнение по поводу нетрадиционных методов лечения всевозможных заболеваний в этой статье.

Нынче так модно слово «психосоматика» и так много методов поправлять свое здоровье, начиная от занятий йогой, заканчивая походами к целителям. И лично я считаю, что это может быть полезным (ну, про йогу я стопудово уверена, если без фанатизма и к правильному инструктору попасть, имеющему образование хотя бы на базовом уровне по части анатомии, что бы понимал что творит).
Но во всех этих нетрадиционных практиках есть, на мой вкус, очень тонкое место — отсутствие доказательной базы. А это значит, что в некоторых случаях какое-нибудь шаманство может сработать, а в некоторых позволит расплатиться собственной жизнью (это случай крайний, но не редкий) ибо драгоценное время, когда можно что-то исправить, уходит.

Собственно, раз я тут упомянула про доказательную базу, я так же поясню логику, на которую я опираюсь.
Медицина — это та область знаний, которая опирается на доказательные исследования. Ну, то есть в медицине можно много чего померить и найти вещественную причинно-следственную связь. Ну, там, пульс измерить, рентген сделать, анализы все взять, в лаборатории все померить.

НО.

Так как организм — единая система, где все взаимосвязано и одно влияет на другое, то медицина так же имеет свое тонкое место — она применима по части телесных процессов. Но ведь, согласитесь, такая часть системы как психика играет большую роль в том, что происходит с телом. Ну вот, если я злюсь, мое сердце начинает биться чаще. Я могу подумать о чем-то хорошем, и у меня расправятся плечи и появится переживание устойчивости в теле.

НО.

Психика — это та часть системы, которую нельзя измерить так же точно, как кровяное давление, например. Но совершенно точно она есть, совершенно точно она влияет на состояние здоровья в том числе (а иногда в первую очередь).

Лично я верю, что межпозвоночная грыжа может под собой иметь психосоматические корни. Впрочем, как и насморк — да как и любое заболевание. Я даже из своего опыта знаю, что можно перелом себе «заколдовать». Так я однажды долго думала как же мне не ходить на ненавистную работу и взяла себе больничный на 5 дней. После уходв врача, выписавшего мне больничный, я тут же выздоровела и на следующий день, пока шла по улице, натерла ногу. Зашла в аптеку, что бы купить пластырь, а там огромная витрина с костылями, на которой я залипла, минут на 40, фантазируя с большим кайфом о том, с какими костылями как я буду смотреться. Ну, и на следующий день на ровном месте я себе заработала тройной перелом и обеспечила себе две операции, одна из которых была очень сложной, и почти пол года хождения на костылях. На работу я действительно тогда какое-то время не ходила.

Так вот, я лично абсолютно уверена, что все наши болезни имеют под собой психосоматические корни. Ибо я убеждена, что психика не может функционировать без взаимосвязи с телом, как и наоборот.
Но я так же убеждена, что если симптом проявляется, то это уже органика. То есть это уже в том числе и органическое проявление. И на этапе органических повреждений работать только с энергией психики, на мой вкус, очень, очень опасно.

Мой перелом вылечила не йога. Его вылечил травматолог и железяки, без которых я, наверно, на всю жизнь осталась бы инвалидом. Если бы я занималась йогой, космическими энергиями и вот этим всем, бяда была бы с моей ногой.
Если у человека есть онкология, крайне опасно тянуть драгоценное время. Если проблемы с почками, сердцем, легкими, позвоночником и прочими жизненно важными органами, на мой взгляд, игнорировать врачей — это способ не встречаться с тем, что может напугать, в общем, способ не брать на себя ответственность за собственную жизнь не только в смысле ее авторства, но и в смысле собственного физического выживания.

Именно поэтому профессиональные психотерапевты (так же как и медики), прежде чем начать что-то делать, обычно отправляют друг другу пациента, что бы получить полную картину, а не сужать мир до своей узкой спецификации, тем самым, подвергая невероятному риску здоровье пациента. Так, профессиональные медики отправляют в некоторых случаях пациентов к психологам и психотерапевтам. Психологов и психотерапевтов обучают не браться за работу с симптомом, пока клиент не сходит на обследование к медикам. И только когда уже есть подтверждение врача о том, что это психосоматика, либо когда клиент проходит лечение одновременно у врача, и у терапевта — это может быть безопасно и эффективно. Попытка смотреть куда-то выборочно и игнорировать другие области человеческих знаний, это либо метод страуса, позволяющий не встречаться с тем, что страшно, либо гордыня, когда есть уверенность в экспертности в том деле, в котором человек по факту некомпетентен (что тоже по сути метод страуса). Это все равно что я сейчас приду к йогам и начну им рассказывать про то, что на самом деле правильно. Я же крайне мало понимаю в йоге, я так — какое-то время интересовалась йогой, ходила на занятия к преподу, который вызывал у меня доверие (что редко в этой теме со мной случается, ибо пока не убежусь, что у человека нет «йоги головного мозга» и он свои процессы не пропихивает другим через эту практику — не успокоюсь), но не более того.
Поэтому люди, не имеющие медицинского образования, но с полной уверенностью заявляющие, что они-то знают как лечить грыжу межпозвоночных дисков, рак и вообще все — не вызывают у меня доверия.

Я тут перед тем, как увлечься написанием этого текста, подумала — а почему именно у меня люди, занимающиеся ненаучными практиками, вызывают желание встатть на дыбы?

И поняла за что я цепляюсь. В их речи всегда много внушений, в отличии от реальных специалистов.

Ну, например, они могут с пеной у рта доказывать, что седьмая чакра синего цвета. Почему синего? Они это видят? Я вот точно не вижу ни чакр, ни тем более их цвета. Тогда что получается — мне остается как бы проглотить это утверждение и опираться на него?

Кстати, тот препод йоги, который вызвал мое доверие, понравился мне не только знанием и пониманием анатомии (диплом массажиста иногда мне бывает полезен)), но и тем, что прямо вот честно так и говорил: говорят, есть чакры, говорят, они такого цвета, но я этого никогда не видел. Но практика, которая совершенно точно повысит тонус таких-то мышц и растянет такие-то, такова…

Ну, или вот я встречаю людей, которые лечат энергиями. Оукей. Я вот точно знаю, что есть психическая энергия. Я понимаю как зарождается чувство, развиваются или прерываются потребности, что происходит с психической энергией, как она может переасти в психосоматику, например. Эту теорию я и так, и эдак проверяла годами, да уже десятилениями, и на себе (в первую очередь) и на других — она точно работает. И она не противоречит медицине. Это то, что очень взаимодополняет друг друга. Одно и то же, только с разной фокусировкой, с разных ракурсов.

Но когда я искренне начинаю интересоваться о каких энергиях идет речь (а я очень открыта всегда к новым знаниям, я допускаю, что все может быть. Ведь над Фрейдом когда-то смеялись, когда он говорил про бессознательное). Так вот, когда я начинаю с искренним интересом интересоваться о каких энергиях идет речь и слышу ответ «о космических», да еще в контексте лечения органики, моя тревожность повышается не на шутку. Обычно, если я начинаю копать дальше, я получаю очень сомнительные доводы типа «красные овощи согревают, а творог холодит». Почему? И ответа либо не получаю, либо получаю агрессию в ответ.

Это и есть явление, называемое «интроект», когда убеждение внутри человека есть, а обосновать внятно он его для себя (и тем более для других) не может. Самый распространенный интроект, например «мальчики не плачут». Почему не плачут? Во всех ли контекстах мальчикам плакать нельзя? и пр.

Подводя резюме моего посыла: я считаю, что все области науки так или иначе между собой взаимосвязаны и неконфликтны. Поэтому лечить капустным листом или космическими энергиями что-либо может быть даже и полезно, но только после диагностики и при необходимости, интервенции врача.

Обращайте внимание на что ссылаются «гуру», «целители» и прочая братия, обещающая творить чудеса. Это какие-либо абстрактные недоказуемые понятия? Тогда либо это манипуляция вами, либо некомпетентность «гуру». Если человек профессионал, в абсолютно любой, даже нетрадиционной сфере, он либо апеллирует фактами (то есть это не эмоциональный опыт, это вещи, которые каждый может проверить), либо честно говорит, что не знает. Но вряд ли начнет чего-то забалтывать, приводя в качестве аргументов примеры, вызывающие сильные эмоции, но уводящие от фактической реальности.

Сейчас, к сожалению, очень много разных «специалистов» расплодилось, обещающих за копейку канарейку и чудеса, которые медики по своей тупости не делают и никогда сделать не смогут (ага). И после некоторых историй от которых мне чисто по-человечески очень грустно, я вас призываю по двести раз проверять (и медиков, и психологов, и психотерапевтов в том числе), прежде чем довериться.

Берегите себя.