51

Дано — ребенок 5 лет. Он конечно еще маленький и глупый. Но не до такой уж степени совсем дурак, чтобы совсем ничего не понимать. Все мы знаем, что в этом возрасте дети уже бывают и сообразительными, и ушлыми, и могут социально подстраиваться, когда им надо. Так вот — мама любит порядок и чистоту, и борется за нее. Понимает, что ребенок маленький, и часто что-то пачкает в результате обычно неуклюжести или неопытности. Но есть вещи, которые он прекрасно может, когда надо. но периодически пытается на них забить, ради своего удобства и развлечения. А ей от этого — большая грязь. Например, сто раз уже было велено есть только за столом. И он чаще всего придерживается этого правила. Но иногда (интересным образом особенно — когда гости — и он думает, что при гостях с ним не будут так сильно скандалить) он вдруг берет какой-то маффин, и идет с ним валяться на диван, потом все в крошках. Причем иногда он еще шкодно оглядывается, видно, что он помнит, что это — «нельзя», но пробует родителей и ситуацию на вшивость: авось да прокатит.

Ну так вот — мама ругает, одергивает, обижается. Он как бы слушается, потом опять что-то такое пробует. И вот шла она мимо него, увидела, как он играет. Он на полу что-то составил из игрушек, кубиков и машинок. Прошла, и пнула ногой. Все разлетелось, ребенок возмущенно вскрикнул: «Ну мама! Ты сломала мой мост!» А мама ответила: «Да! Вот ты тоже ломаешь мою уборку, хотя я стараюсь, ее делаю, и просила тебя ее не портить! Будешь ломать мою уборку — я буду ломать твои мосты!»

Ребенок попробовал дуться и ныть. Сочувствия не получил. Ему просигнализировали, что мост имеет воспитательный характер — попробуй ты, каково это, когда тебе ломают, над чем ты старался. Пошел явно думать над этим уроком жизни. :-)

И вот что, собственно, потом произошло: ребенок начал делать, что ему сказали. Потом еще какая-то штука возникла, которую некоторое время не вспоминали, и тут он потащил что-то куда-то, что туда таскать было не велено. И мама угрожающе сказала: «Вот опять ты делаешь, что тебя просили не делать? Я тебе тогда тоже что-нибудь испорчу!» И ребенок сник, пошел на место, и проказничать перестал.
Теперь он все, что обсудили, выполняет довольно четко. А мама разбеспокоилась: она нанесла ему травму? Вроде приятно, что получилось надрессировать ребенка так лихо. Но тут вылезло чувство вины и сомнение.

Вообще говорят, что лучше бы детей «позитивно подпитывать», а не негативно. Дада, все это знают. И все знают, что негативная подпитка таки работает лучше. И в принципе ничего супер-драматичного в том нет, что когда-то ребенок выучит, что за нарушение некоторых правил следует наказание. Это — нужное для жизни правило. Но тут как бы даже не наказание, тут больше похоже на месть. Может быть именно это маму смутило саму? А вы как думаете — что с этим чудесным решением «не так»? Или все с ним прекрасно, и мама зря волнуется?